Фотоальбом

Милан и женщины

9
SM-A217F
Запустить слайдшоу

Решение поехать в Милан было принято спонтанно. На глаза попалась заметка о том, что в Палаццо Реале продлили на неделю выставку «Русские женщины». Возникло чувство, что это сделали специально для меня. Я же тоже русская женщина, мне непременно надо увидеться со своими. Я соскучилась. Соскучилась по общению, по поездкам, встречам… Уже два года работа в туристическом секторе похожа на астматический приступ: удушающе мало и спазматически нерегулярно. Маленькая поездка в терапевтических целях будет явно на пользу. И раз уж я ехала всего на одну ночь, решила остановиться в каком-нибудь новом отеле. Не понравится,-долго разочаровываться не придётся. А понравится — можно иметь в виду на будущее. Выбирала по местоположению (в центре, в пешей доступности до намеченных достопримечательностей), по к-ву звёзд (оптимально-4) и по цене (скидки охотно принимались во внимание). Ещё, конечно, смотрела фото и отзывы.

В результате выбор пал на четырёхзвёздочный «King Mokinba» www.mokinba.it. Отзывы про него были не лучшего плана, но номера на фото выглядели симпатично и скидка была существенной. Ругали отель за то, что: 1) невозможно спать из-за трамвая. Трамвай, действительно, есть. Старой доброй конструкции со всеми вытекающими последствиями: скрипит, гремит, скрежещет. Я нашла в Интернете его расписание, — прекращает ходить в 11 с копейками. Для меня — без проблем, раньше я всё равно не ложусь. 2) номер и ванная комната слишком маленькие. Номер и вправду небольшой, но и я подстать ему. И когда ты в номере один-сталкиваться или делить там пространство не с кем. Обставлена же комната хорошо, сантехника — новая, всё чисто и уютно. 3) жаловались на жесткий матрац. Я привыкла спать на жестком матраце. Это хорошо для спины и осанки. 4) ругали персонал: не найдешь, не дозовёшься, уборка в номере оставляет желать лучшего. Последний момент меня напрягал больше всего. Грязи не переношу. Решилась забронировать после просмотра информации о загруженности-свободных номеров много, значит время на нормальную уборку у горничных есть. Осмотревшись на месте, про персонал могу сказать, что с его квалификацией всё нормально, а вот с количеством — нет. Один единственный рецепционист, одна семейная пара, которая убирает номера на нескольких этажах и опять же одна женщина, заведующая завтраком (от нарезки и сервировки до мытья посуды). Похоже, на время пандемии хозяева отеля решили сэкономить именно на оплате труда. Когда отель заполнен, команда в несколько человек не справляется с объёмом и не может обеспечить уровень 4-х звёзд. 5) нелестные комментарии были оставлены по поводу антикварной мебели в холле. С этим соглашусь на 100%.

Антикварная мебель хороша только в частном пользовании и в ухоженном состоянии. Засаленные облезлые кресла не спасёт никакое изящество и ценность материалов, из которых они сделаны. Они вызывают только чувство брезгливости. Подводя итог. Отель хорошо расположен. Большая часть достопримечательностей в шаговой доступности, можно обойтись без такси и малосимпатичной подземки. Интересный вид из окна на центральную улицу и типичный для Милана дворец в стиле барокко. Комнаты скромного размера, но уютные и недавно отремонтированные. Персонал малочисленен, что при большой загрузке отеля сказывается на качестве уборки и времени, необходимом для check-in / check-out. Холл и лифт старые и из-за этого выглядят неряшливо. Завтрак-по-минимуму, ниже уровня 4-х звёзд.

Галерея Виктора Эммануила--не самая древняя, но самая любимая женщинами достопримечательность в Милане
Галерея Виктора Эммануила--не самая древняя, но самая любимая женщинами достопримечательность в Милане
Существует по крайней мере 25 легенд, которые в красках и лицах повествуют о том, кто и когда основал Милан. Историки же считают, что Милан основали кельты. В 5 веке до н.э. они пересекли Альпы и начали свою экспансию на Апеннинах. Лишь в 3 веке до н.э. этрусские государства под угрозой прекращения своего существования объединились, чтобы оттеснить кельтов обратно к Альпам. На большее сил не хватило и окончательно за горы тех выдавить не удалось. В низине По кельты (галлы) зацепились и начали строить укрепленные поселения, одним из которых был Милан. Милан стал форпостом галлов на Апеннинах. Отсюда совершались походы на Рим. Рим отвечал встречными военными кампаниями. В 222 до н.э. римские консулы Гнай Корнелий Сципион и Марк Аврелий захватили Милан и устроили в нём бойню.
Но это ещё не было концом галлов. Уже спустя 4 года, когда Ганнибал с войском в 35000 солдат и 37 слонами предпринял свой легендарный поход через Альпы, миланцы встали под его знамёна. Вторая Пуническая война продолжалась с 218 по 201 гг. до н.э. Ганнибал и миланские галлы выигрывали сражения, войну же в целом выиграл Рим. В последующие годы второго столетия до н.э. Милан предпринимал ещё несколько безрезультатных попыток высвободиться из цепких когтей римского орла, но в конце концов смирился, покорился и сосредоточился на новых реалиях. В 42 году до н.э. Милан выслужился до статуса римского города и его жители стали гражданами Рима. Во времена Цезаря, 10-ый миланский легион стал основной ударной силой в Галльских войнах.
"Кельтский глаз"
На подходе к музею Палаццо Реале заметила необычную скульптуру и сфотографировала её издалека. Потом пожалела, что не подошла и не посмотрела кто автор и как называется. Для себя окрестила необычное произведение "Кельтским глазом". Сейчас расскажу почему. Для римлян, синий--зловещий, варварский цвет. В латыни, в классическую эпоху, не было даже слова, точно его обозначающего. Заимствованный из греческого "glaukos" передавал скорее пренебрежительное отношение к блёклости, водянистости и невыразительности. При упоминании моря и неба использовались названия других цветов, что в XIX веке стало основанием для предположения о том, что древние римляне не видели, не различали синего. Да видели они, конечно. Просто, переполненные презрением, предпочитали игнорировать и потому не упоминать.
Для римлян синий был цвет-пария, ассоциировавшийся с врагами--кельтами и германцами,--цвет их глаз и раскрашенных перед боем нагих тел. Голубые глаза в Древнем Риме считались физическим недостатком. У женщин они свидетельствовали о склонности к пороку. Голубоглазый мужчина воспринимался женоподобным и попросту смешным. В театре эти особенности внешности использовалась для создания образа жалких, умственно отсталых персонажей. Классический персонаж комического плана был высоким, голубоглазым, со светлыми вьющимися волосами. Знали бы римляне, что в двадцатом веке всё изменится с точность до наоборот и в Третьем Рейхе все эти "недостатки" будут провозглашены эталоном и критерием для определения "высшей расы".
Кузьма Петров-Водкин, Портрет Анны Ахматовой, 1922
Кузьма Петров-Водкин, Портрет Анны Ахматовой, 1922
На первом месте в программе в Милане стояли, конечно же, "Русские женщины" (точное название выставки, "Божественные и авангардные. Женщины в русском искусстве"), с неё я и начала. Выставка, на которой были представлены картины Русского музея, оказалась солидной и безукоризненно организованной. Последнее я поняла спустя несколько часов, очутившись на другой выставке, проходившую в Палаццо Сфорцеско. Больше двух часов я неспеша переходила из зала в зал. Почти все картины оказались знакомыми, но это нисколько не расстраивало. Наоборот, было чувство, что я пришла в гости к старым добрым знакомым. Образ женщины через века русской истории. Лики Богородицы на иконах, лица цариц и крестьянок, купчих, гимназисток, поэтесс, художниц, колхозниц и представительниц новой пост-революционной интеллигенции.
Владимирская икона Божьей Матери, XV век
Владимирская икона Божьей Матери, XV век
Иван Крамской, Портрет императрицы Марии Фёдоровны, 1882
Иван Крамской, Портрет императрицы Марии Фёдоровны, 1882
Мария Башкирцева,
Мария Башкирцева, "Зонтик", 1883. "Жизнь женщины, записанная изо дня в день, без всякой зарисовки",--цитата из дневника художницы.
"Зонтик"--моя любимая картина. Мне кажется, что это я стою под большим тёмным зонтом, отгораживаясь от ненастья.
Владимир Лебедев,
Владимир Лебедев, "Модель", 1935
Чтобы писать обнаженную натуру в советское время требовалось мужество. Одно дело -- "спортсменка, комсомолка, красавица". И совсем другое -- рыжая и белотелая, но с таким вопрошающим испугом и почти слезами в глазах модель.
Александр Дейнека,
Александр Дейнека, "Текстильщицы", 1927
Новая реальность--новые женщины. Они просты и прекрасны в своих маленьких платьях, с босыми ногами и сосредоточенными лицами. Живые и механические одновременно. Глядя на них из 21 века, читаешь их как Ев-прародильниц современных Алис, Алекс и Сири.
Santa Maria presso San Satiro--вид на капеллу св. Сатира.
Santa Maria presso San Satiro--вид на капеллу св. Сатира. "Задавленная" соседними зданиями и давно некрашенная, церковь всё же умудряется обращать на себя внимание
После Палаццо Реале решила зайти в церковь святого Сатира. До неё всего пять минут от Дуомо, но туристы заглядывают туда редко. Чаще--студенты-архитекторы. Их приводят, чтобы показать работу Браманте. В качестве исходного материала тот имел бесформенное сочленение нескольких построек, стиснутых подступающими к ним соседними домами.
Браманте перестроил церковь в современном для его эпохи стиле. Получился маленький шедевр. Один из лучших образцов раннего итальянского ренессанса.
Чтобы расширить и зрительно выпрямить внутреннее пространство, Браманте применил ряд оптических приёмов, позволивших скрыть геометрическое несовершенство здания, визуально увеличить и гармонизировать его.
Например, с первого взгляда кажется, что алтарная зона церкви -- полноценная апсида. На самом же деле, это лишь некий странный аппендикс фундамента и стены, развёрнутый под углом 15° к воображаемой линии, если ту провести от входа к алтарю. Реконструкция церкви Сан Сатиро стала первой работой Браманте в качестве архитектора. До неё он был известен только как скульптор.
Купол в средокрестии--в месте пересечения главного нефа и трансепта
Купол в средокрестии--в месте пересечения главного нефа и трансепта
Купол в ризнице
Купол в ризнице
Святой Сатир--старший брат, помощник и соратник Амвросия Медиоланского
Святой Сатир--старший брат, помощник и соратник Амвросия Медиоланского
Святой Алоис Гонцага
Святой Алоис Гонцага
Старший сын и наследник маркграфа Кастильоне, Луиджи (в постриге--Алоис). Упросил отца разрешить ему вступить в орден иезуитов и посвятить свою жизнь служению бедным и больным. Умер в 23 года, ухаживая за заразившимися чумой.
Пьяцца Мерканти. Первая конная статуя средневековья. Ольдрадо да Трессен--градоначальник Милана, 1233
Пьяцца Мерканти. Первая конная статуя средневековья. Ольдрадо да Трессен--градоначальник Милана, 1233
После Сан Сатиро отправилась в Кастелло Сфорцеско. По пути заглянула на 5 минут на Пьяццу Мерканти. Полностью площадь снимать не стала. Она была заставлена фургонами. Сняла только барельеф и соседний палаццо. Ольдрадо да Трессен вошёл в историю как ярый преследователь еретиков. При нём массово сжигали катаров. Им же была введена практика кастрации всех, подвергавших сомнению верность католического вероучения.
Piazza Mercanti
Piazza Mercanti
Вторая половина 90-х. Моя первая виза в Италию. Декабрь. Рождественский базар на Пьяцца Мерканти. На прилавках разложены деликатесы, о которых я, рожденная в СССР, только читала у дяди Гиляя: трюфели, Пармская ветчина, салями, сыры и вина... Хожу, смакуя отрезанные на пробу ломтики, неторопливо выбираю. В Москву увожу с собой кусок Грана Падано и две баночки трюфелей. Следующим этапом Грана Падано перекочёвывает на дачу. Сразу его в дело пустить не получается, а на следующие выходные--уже поздно. Люба, ведущая дачное хозяйство, по приезду сообщает, что тот кулёк со старым засохшим сыром, который я привезла на прошлой неделе, она отдала бригаде строителей. "Может, ребята съедят его к чаю",--добавила она, явно довольная тем, что сумела найти достойное применение моей неразумной покупке. Я молчу. Просветительством уместнее будет заняться в следующий раз.
Башня Филарета в замке Сфорцеско
Башня Филарета в замке Сфорцеско
День уже клонился к вечеру, а в планах ещё была выставка "Тело и душа. От Донателло до Микеланджело" в замке Сфорцеско. Все билеты я заказала перед поездкой в Интернете, поэтому минуя вывеску "Касса", пошла по указателю "К выставке". Но там меня завернули. Мой электронный и даже рапечатанный билет следовало поменять на "настоящий". У входа в "Кассу" оттирались три скучающих охранника и ещё какие-то униформированные люди. Мне померили температуру, проверили QR-code, попросили предъявить удостоверение личности, продезинфецировать руки, а в конце даже сопроводили до кассы. На стойке манипуляции частично повторились: я предъявила удостоверение и эл. билет. Кассирша с умным видом ввела что-то в компьютер (как-будто программу заказа билета в Интернете нельзя увязана с кассовой) и выдала мне билет на билет. Далее следовали мытарства по пристройке рюкзака в камеру хранения. Простое действо оказалось надуманно-сложным, с походами вверх и вниз, с обменом денег на жетон, а жетона на деньги. Я конечно понимаю, что из-за пандемии реальной работы у людей мало, но это ещё не повод доводить процесс до маразма.
Три грации: Аглая, Евфросина и Талия. Три сестры, дочери Зевса и океаниды Эвриномы. Богини красоты, женственности и изящества. 2 век до н.э. из собрания Лувра
Три грации: Аглая, Евфросина и Талия. Три сестры, дочери Зевса и океаниды Эвриномы. Богини красоты, женственности и изящества. 2 век до н.э. из собрания Лувра
Логика экспозиции оказалась такой же замысловатой, как и система допуска на неё. В заглавии выставки значились Донателло и Микеланджело. но их работы были представлены по-минимуму. Зато было множество других произведений эпохи античности, романики и готики. Боялись, что если на вывеске не будет знаменитых имён, то на неё не пойдут?
Гестия, она же Веста--богиня домашнего очага и семейного счастья
Гестия, она же Веста--богиня домашнего очага и семейного счастья
Аллегория христианского милосердия, 1480, Мино ди Джованни ди Мино
Аллегория христианского милосердия, 1480, Мино ди Джованни ди Мино
На выставке было много интересных и новых для меня работ. Разве не чудо, например, этот барельеф?
Внутренний двор замка Сфорцеско
Внутренний двор замка Сфорцеско
Первая постройка относится к периоду правления Галеаццо Висконти (начиная с 1368 года). Крепость располагалась к северу от старого города и получила своё название по имени близлежащих античных городских ворот Юпитера. В 1447 году, после смерти последнего представителя рода Висконти, Филиппо Марии, крепость-резиденция была разрушена взбунтовавшимися жителями Милана. Оставшуюся груду камней горожане быстро пустили в дело на починку и перестройку собственных домов.
Франческо Сфорца и его жена, Бьянка Мария Висконти
Франческо Сфорца и его жена, Бьянка Мария Висконти
Своим вторым рождением и именем, крепость обязана чете Сфорца. Придя к власти в 1450 году, они занялись её восстановлением и обустройством. Франческо не принадлежал к старинному знатному роду. Он, как и его отец, были кондотьерами--предводителями наёмников. "Сфорца", в переводе означает "сила, усилие, принуждение", было его прозвищем. В 40 лет Франческо Сфорца женился на 16-летней Бьянке Марии Висконти--представительнице правящего, но угасающего рода миланских герцогов. Это оказался союз двух сильных, деятельных личностей. Пока Франческо Сфорца занимался решением военно-политических проблем, Бьянка Мария руководила экономикой герцогства. Мудрая и целеустремленная, она способствовала развитию торговли и аграрного хозяйства, стимулировала предпринимательство. Принимала решение о государственных займах и распределению кредитов горожанам на развитие производства. В её компетенцию входил вопрос предоставления гражданства. Она уделяла большое значение сельскому хозяйству: вводила новые культуры и технику обработки земли, новые породы сельскохозяйственных животных. В Кастелло Сфорцеско у неё был большой птичник. Каждый знал, чтобы заслужить благосклонность Бьянки Марии, достаточно подарить ей курицу или утку редкой или новой породы. Франческо же интересовался выращиванием овощей и на званных обедах всегда с гордостью подчёркивал, что приготовленные овощи из его собственного огорода.
Помимо Бьянки Марии, хочу рассказать ещё об одной миланской герцогине, Viridis (Verde) Visconti, выданной замуж за Леопольда Габсбурга и ставшей основательницей леопольдинской правящей линии, продолжавшейся с XIV по XVIII век.
Помимо Бьянки Марии, хочу рассказать ещё об одной миланской герцогине, Viridis (Verde) Visconti, выданной замуж за Леопольда Габсбурга и ставшей основательницей леопольдинской правящей линии, продолжавшейся с XIV по XVIII век.
На створке алтаря из замка Тироль в самом низу под сенью красного тирольского орла и двух святых изображены донаторы--14-летний Леопольд III Габсбург и его 12-летняя жена, Виридис Висконти.
На створке алтаря из замка Тироль в самом низу под сенью красного тирольского орла и двух святых изображены донаторы--14-летний Леопольд III Габсбург и его 12-летняя жена, Виридис Висконти.
Осиротевший в 7 лет Леопольд был воспитан своим старшим братом, Рудольфом IV, вошедшим в историю благодаря "Privilegium Maius"--знаменитой фальшивке, якобы дававшей Габсбургам право именовать себя эрцгерцогами и занимать второе по значимости место в титульной иерархии феодального мира, после королей и курфюрстов. Рудольф прожил недолго, но успел сделать Австрию по сути дела независимой от Священной Римской империи и присоединить к австрийским владения Тироль, куда и отправился после свадьбы 14-летний Леопольд и его ещё более юная жена. Виридис изображена в роскошном синем одеянии, по королевски отороченном горностаем. У неё детское лицо с сильно припухшими глазами. Плакала она всё время? Может быть. Сменить цивилизованный Милан на диковатый Тироль--нелёгкое испытание для выросшего в неге и уюте ребёнка.
Вид на замок Тироль
Вид на замок Тироль
Marienaltar von Schloss Tirol (копия, оринал находится в музее Фердинандеум в Инсбруке)
Marienaltar von Schloss Tirol (копия, оринал находится в музее Фердинандеум в Инсбруке)
Виридис и Леопольд изображены на обратной стороне алтаря. После смерти Рудольфа IV владения семьи, по заведенной у Габсбургов традиции, были поделены между младшими братьями. Леопольду досталась их западная часть, в том числе родовые земли на территории современной Швейцарии. Парадокс семьи Габсбург заключался в том, что чем больше они укреплялись в своих новых владениях в Австрии, тем слабее становились их позиции в исконной Швейцарии. Леопольд, пытаясь вернуть территории в Швейцарии, погиб в битве при Семпахе (около Люцерна). Роковая для Леопольда битва произошла спонтанно. Его войско, состоявшее из блистательных рыцарей (в австрийски учебниках истории--400 рыцарей, в швейцарских--1000), привыкших к "боям по правилам", в которых рыцарей не убивали, при худшем раскладе лишь брали в плен и освобождали за выкуп, наткнулось на отряд плохо вооруженных крестьян. Рыцари повели себя заносчиво и спровоцировали бой. Не ознакомленные с рыцарскими правилами ведения войны, горцы порубили всех высокородных господ и их солдат в капусту и ещё три следующих дня отмечали свою победу на поле боя. Виридис осталась в 32 года вдовой. К тому времени у них с Леопольдом было семь выживших детей.
Внутренний двор в Кастелло Сфорцеско
Внутренний двор в Кастелло Сфорцеско
И ещё об одной женской судьбе. Представьте себя на месте одной из Сфорца, выросшей в светлом и просторном дворце, в богатом герцогстве, где царит теплый климат, где процветает искусство и т.д. Речь пойдёт о Марии Бьянке--внучке вышеупомянутой Бьянки Марии.
Мария Бьянка Сфорца, жена императора Максимилиана I. Габсбурга
Мария Бьянка Сфорца, жена императора Максимилиана I. Габсбурга
Людовико Сфорца, дядя Марии Бьянки, нуждался в союзе и поддержке Священной Римской империи. С этой целью он предложил Максимилиану I. Габсбургу в жёны свою племянницу. За невестой давали неслыханное до той поры приданное: 370000 золотых дукатов. Список драгоценностей, привезенных миланской герцогиней в Инсбрук едва помещался на пергаменте, длиной 1м и 80 см. Но огромные затраты не пошли на пользу ни самому Людовико Сфорца, ни его племяннице. Деньги Максимилиан быстро потратил и перестал помогать миланскому герцогу. Людовико Сфорца закончил свою жизнь во французском плену. Мария Бьянка жила чуть лучше своего дяди: на закрытой женской половине Инсбрукского Хофбурга. С собой муж брал её лишь для того, чтобы оставить где-нибудь по пути в качестве живого залога, когда не мог расплатиться за постой своего двора. А случалось это регулярно.
Альбрехт Дюрер, акварель, вид на Инсбрук времён Максимилиана. Жилая готика -- это не готика соборов. Маленькие, плохо освещенные помещения, окна в которых не всегда были стеклянными. Чаще оконные проемы затягивали бычьим пузырями или закрывали промасленной бумагой. Печи и камины были редкостью. В кухнях и залах--да, в спальнях--нет. Из-за многочисленных пристроек и надстроек, башенок и эркеров внутренние помещения представляли собой многоуровневый хаос комнат, коридоров, кладовок, лестниц и переходов.
Лаубен (крытая торговая галерея) в Инсбруке
Лаубен (крытая торговая галерея) в Инсбруке
Миланский собор
Миланский собор
На следующий день рано утром я пошла в собор.
Вот так теперь и живём: маска на лице, маска на рукаве...
Кто помнит такое в Миланском Дуомо? Чтобы ни одной души....
Одна радость--можно всё сфотографировать.
В последние два года Италии не хватает туристов вообще, и российских туристов в частности. По состоянию на февраль 2022-го усилилось лоббирование вопроса разрешения въезда в Италию туристов из России. Если верить прессе, то ранее в Италию приезжал миллион российских туристов в год и оставлял в ней миллиард евро.
S. Ambrogio
S. Ambrogio
Это был последний пункт моей программы в Милане.
Милан или, как называли его римляне, Медиоланум, стал центром северо-западных провинций, крупной транспортной развязкой и торговым центром северных от Рима земель. С 383 до 404 года Милан становится столицей Римской империи. Это обстоятельство было обусловлено реформами Диоклетиана. Диоклетиан был выходцем из народа. Родился в римской провинции в Долмации, сделал быструю и головокружительную военную карьеру на Мёзеле и в Персии. В 284 году солдаты провозгласили его императором. Он был очень талантливым государственным деятелем, но в историю христианской церкви вошёл как её самый жестокий гонитель. Во времена Диоклетиана христиане сотнями отправлялись на казнь: в цирки на растерзание дикими зверями, на костры, на распятия. Большинство древних церквей в Милане, в т.ч. и Базилика св. Амвросия, построена на месте захоронения мучеников тех времён.

Полезные ссылки:

✔️ Кэшбэк 4% при бронировании на Ostrovok.ru. Более 3000 отзывов.

✔️ Кэшбэк до 5% при бронировании отеля на Яндекс.Путешествия.

✔️ Кэшбэк 3% при бронировании жилья на Суточно.ру.

✔️ Кэшбэк до 2% при покупке авиабилетов на Aviasales.

✔️ Русские гиды и экскурсии по всему миру. Трансферы, услуги фотографов и многое другое.

✔️ Дешевые авиабилеты? Конечно Aviasales.

Комментарии к альбому
[ 0,11461 ] / [ 80 ] / [ 0,07359 ]