У него был большой крючковатый нос, сильно выбирающий подбородок и, ставшая затем родовым признаком для всех его потомков, оттопыренная «габсбургская» губа. Красавцем назвать его было сложно. Но он был умен, романтичен и обаятелен. Ему хотелось славы и он лелеял мечту о новом крестовом походе против турок, начавших активно проникать в Европу.
Выросший в атмосфере постоянных политических конфликтов, войн и хронической нехватки денег, Максимилиан рано научился быть расчетливым и предприимчивым. От отца, императора «лоскутной» Священной Римской империи Фридриха III, он получил в надел австрийское герцогство, беспросветную кучу долгов и общую неблагополучную ситуацию в экономике и политике. От матери, урожденной принцессы Элеоноры Португальской,-железный характер и несгибаемую волю к жизни. Ещё в раннем детстве ему пришлось пережить восстание оппозиции, жить в осаде и голодать. Выжил он благодаря матери, пошедший на то, чтобы кормить детей оставшейся в осажденной крепости живностью: собаками, кошками и крысами.
Вечные проблемы с деньгами заставляли искать пути их решения. «Пускай воюют другие. Ты же, благословенное герцогство австрийское, женись», - формула успеха, выведенная для последующих поколений Габсбургов. Самому же Максимилиану приходилось успевать на два фронта: и невесту подыскивать, и в походы ходить. Удачная женитьба была ему жизненно необходима. Как в своё время его отец, он рассчитывал на приданое жены, чтобы заткнуть им самые вопиющие дыры в бюджете, собрать войско, получить новые кредиты. Наиболее желанным и многообещающим для него выглядел брачный союз с молодой герцогиней Бургундской, Марией. Её отец, Карл Смелый, был весьма близок к цели своей жизни, — возрождению независимого Бургундского королевства. Амбициозному герцогу противостоял французский король Людовик XI. Перевес сил был на бургундской стороне. Помимо Бургундии под властью Карла находились Нидерланды, Люксембург, Лотарингия и Эльзас. Богатые, с хорошо функционирующей системой государственного управления, земли. Но в последний момент удача отвернулась от Карла. Потерпев три поражения подряд, он был убит на поле боя. Его обезображенное ранами и объеденное собаками тело нашли только спустя несколько дней. Мария осталась единственной наследницей вожделенных для Франции и Священной Римской империи земель. Девятнадцатилетняя девушка оказалась перед нелицеприятным выбором будущего супруга. Французский дофин, малолетний сын заклятого врага её отца, или нищий австрийский герцог? Мачеха Марии, урожденная английская принцесса, активно уговаривала её сделать выбор против Франции и в пользу Максимилиана. Мария колебалась. Франция была врагом. Австрия-дырой, в которую уйдет большая часть унаследованного богатства. Замужество с французским принцем означало окончательное признание поражения. От замужества с австрийским герцогом ее отпугивала судьба матери Максимилиана. Выросшая в роскоши и довольстве Элеонора, по прибытию в Германию, была лишена всего, к чему привыкла. Из взятого с собой из Португалии двора в несколько сотен человек, ей разрешили оставить только одну горничную, которая умерла спустя год, не выдержав жизни в новых условиях. Чтобы принять окончательное решение, Мария посылает к Максимилиану одну из своих придворных дам, в задачу которой входит оценить степень «дикости» австрийского двора и протестировать будущего избранника на предмет умеет ли он читать и писать, танцевать, моется ли он и как от него пахнет.
Пройдя испытание, Максимилиан направляет к Марии своего друга герцога Баварского для заключения с Марией брака «по доверенности»,-процедуры широко распространенной в средние века. Состояла она в том, что во время венчания вместо жениха в церкви присутствует его доверенное лицо. Встреча Максимилиана и Марии состоялась спустя месяцы, когда у него появилась возможность отлучиться с военных действий, которые он вел непрерывно. Венчание повторили еще раз, теперь уже с настоящим женихом. На свадьбе Мария была в золотом платье, Максимилиан-в серебряных доспехах. Невеста была хороша собой, умна, изящна. Самым неожиданным образом холодный расчет обернулся пылкой любовью. Таким образом, Австрии удается получить новые земли, новые источники доходов и новые многочисленные войны. Максимилиан и Мария были счастливы в браке. У них уже было двое выживших после родов детей, когда беременная четвертым ребенком Мария упала с лошади и спустя три недели умерла в возрасте 25 лет.
Во второй брак Максимилиана вступил спустя двенадцать лет. Также как и первый, он был запланирован из сугубо корыстных побуждений. Выбор пал на герцогиню Миланскую Бьянку Сфорца. В приданое Максимилиан получил колоссальную по тем временам сумму в 400 000 золотых дукатов. Свадьба «по доверенности» состоялась в Милане. Дорога из Австрии в Милан и обратно лежала через Тироль и, соответственно, Боцен (Больцано). В 1501 году Максимилиан останавливался в Боцене, в замке Рункельштайн. Почему именно там? В самом Боцене и вокруг него много замков. Особенным Рункельштайн делает удачное расположение и комфорт. Хотя, средневековый комфорт, понятие относительное. Как жили люди в неотапливаемых, полутемных даже солнечным днем толстостенных помещениях? Попробуйте представить себе и порадоваться вещам, значение которых мы перестали ценить, как только они стали обыденными: горячая вода, канализация, отопление, свет, газ… Пятьсот лет назад такого не было даже у императора. Для человека, который на своих монета приказал чеканить: «Максимилиан-один из влиятельнейших властителей Европы», наличие ванной комнаты было роскошью. Выглядит эта ванная комната для нас, живущих в 21 веке, необычно. Отличить ее от прочих, если не читать соответствующих подсказок, достаточно сложно. Сбивает прежде всего полное отсутствие привычных атрибутов «удобств».
Но не удобствами едиными определяется комфорт. Чтобы жилье стало уютным и приятным, оно должно быть хорошо обставлено и декорировано. Именно декор делает Рункельштайн знаменитым. Его называют замком фресок. Все его стены расписаны изображениями, повествующими о ветхозаветных героях, о подвигах короля Артура, поединках, прекрасных дамах, благородных рыцарях, танцах, турнирах и многочисленных сражениях… Хотя фрески были написаны в предыдущих столетиях, затрагиваемые в них темы не потеряли своей актуальности. Сюжеты близкие по духу и смыслу жизни императора Максимилиана. Каждая из фресок несет в себе много личной информации, ассоциируется с пережитым. События и лица, победы и поражения, друзья и противники, мимолетность и вечность любви. Своего рода аллегорическое изображение его собственной жизни. Поэтому он отдает распоряжение освежить краски фресок, ничего не меняя в сюжетах. Так они смогли сохраниться и дойти до нас. Несмотря на солиный возраст они продолжают быть актуальными. При желании и толике фантазии, каждый может найти в них нечто своё. Меняются только действующие лица, костюмы и декорации. Страсти, мечты и чаяния продолжают жить.
Созерцание фресок замка Рункельштайн навело Максимилиана на мысль о создании для себя и своих потомков семейной усыпальницы в Инсбруке. Работы начались в том же году, но закончили их почти семьдесят лет спустя его смерти. Усыпальница так и осталась пустой. Тело Максимилиана покоится в Вене, сердце же он приказал захоронить в Брюгге, рядом со своей первой женой Марией. Что же касается брака с Бьянкой, то второй раз чуда любви в жизни Максимилиана не произошло. К своей новой жене он относился высокомерно-пренебрежительно. Детей у них не было.